История Пермского края и народа, его населяющего, сложилась бы совсем по-другому и пошла другим путем, не приди на земли зырян (пермян, коми) Стефан Великопермский, в миру Степан Храп.
Стефан Пермский (Великопермский) – современник Дмитрия Донского и Сергея Радонежского. Среди русских святых он занимает особое место.
Стефан Пермский был незаурядным человеком, решившим в одиночку крестить зырян – угро-финские народы, населяющие северо-восток Европейской России.
Епископом Пермским его стали называть после того, как он окрестил жителей Пермской земли или Перми Малой (бассейн реки Вычегды на территории современной Республики Коми).
Стефан Великопермский
Родился Степан Храп примерно в 1346 году в Великом Устюге в семье одного из низших церковных служителей местного собора.
Есть предание, согласно которому, мать святого, когда она еще была трехлетней девочкой, встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский, поклонился ей и сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими».
Степана Храпа обучили молитве, когда он был еще ребенком, и он свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. В юном возрасте он оставляет мирскую жизнь и посвящает себя служению Господу.
1365 год – молодой послушник Степан пострижен в монахи и наречен именем Стефан.
Стефан с усердием изучал Священное Писание и греческий язык. Выучив его, Стефан принимает решение осуществить стремление, которое жило в нем с детства – обратить язычников из числа народов коми в православие.
Конец XIV века характеризовался тем, что из отдельных русских княжеств формировалось единое государство, шло завоевание новых земель, и по всей стране активно распространялась христианская культура. Великий Устюг – родина Стефана Великопермского – был в то время богатым торговым городом, этаким островком православия, окруженным со всех сторон поселениями язычников.
Язычники занимались охотой, и, хотя жили довольно обособленно, вели оживленную торговлю с русскими городами.
Степан Храп, постоянно общаясь с зырянами, уже в юности в совершенстве владел их языком.
В большинстве источников говорится, что обращать язычников Стефан пошел, вооруженный лишь верой в Христа и силой духа. Однако в книге «Святитель Стефан Великопермский», под авторством Протоирея Е. Попова, изданной в Перми в 1885 году и созданной на основании рукописи некого Епифания, сказано, что:
Великий же князь Ростовский видел в его (Стефана, – авт.) решимости лучшее будущее Перми в гражданском отношении, как вместе с тем приобретение всему русскому царству нового и богатого края. Поэтому со своей стороны наделил его охранной грамотой против обид ему в дальней стране.
Но, несмотря на знание языка и охранную грамоту, первые проповеди Стефана не были успешными. Встречали его везде по всем законам гостеприимства, но деятельность, связанная с миссионерством, одобрения в душе коренного населения не вызывала. Непривычно и страшно было слышать язычникам, что их боги – ложные и бесполезные истуканы, и что есть лишь один истинный Бог. Да и кому понравится, когда приходят и сходу заявляют, что старая вера – «неправильная», старых богов надо уничтожить и принять новую веру. Для кого-то боги, может, и «старые», а для пермян они – живые и действующие.
И, когда Стефан заводил речи о новой вере, добродушие коренного населения тут же сменялось неприязнью. Но грамота князя Ростовского, видать, обладала недюжинной силой, поскольку действовала на зырян-язычников гораздо эффективней божьего слова. В книге «Святитель Стефан Великопермский» интересно и ярко описан эпизод первого крещения:
«И – вот уже Стефан был окутан соломой! Но вдруг опустились у всех руки: никто не посмел подойти к нему с зажжённой лучиной (видимо в этот момент и была предъявлена охранная грамота, – авт.). Его кроткий вид, его бесстрашие в виду смерти, а также опасение ответственности за насильственную ему смерть перед княжеством московским, вразумили неистовых…».
В других же источниках «испытание огнем» описывается по-другому. Чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его Боги показали свою силу и защитили жреца от огня.
Как оно было на самом деле, нам знать не дано.
Не менее спорно и то, что Стефан Великопермский создал письменность – составил алфавит для «бесписьменного» народа. Конечно, зыряне не пользовались кириллицей, но ведь и говорили они на другом языке – не на русском, однако в их быту употреблялись так называемые «пасы» – знаки, руны, при помощи которых делались различные записи. Была у зырян и система счета и летоисчисления.
На стефановской азбуке писались только церковные книги, которые пермяне издевательски называли "НЕБОГ".
Миссионерскую деятельность Стефана Великопермского нельзя трактовать однозначно. С точки зрения Православной церкви и Московии он занимался не только богоугодной деятельностью, но и приумножал богатства казны. А с точки зрения пермян, Стефан принес на их землю чуждую им веру, которую насаждал где уговорами, где силой.
Да, обращать в Христову веру пермский край Стефан отправился один, но уже тогда на территории Перми (Пьярмии, Биармии) были чиновники из Московии, которые собирали с народа дань. А когда было такое видано, чтобы московский чиновник приезжал без охранной дружины? Дружинники и помогали Стефану Великопермскому обращать зырян в истинную веру.
«…он приветствовал собрание такою речью, что пришёл к ним проповедать истинного Бога, что от души желает каждому из них счастья и спасения, что о путешествиях его среди их знает и великий князь московский, от которого он даже имеет на это грамоту… Обратившихся (вероятно слабонервных, – авт.) он крестил, а людям упорным угрожал вечной погибелью, и снова убеждал их познать истину».
Из книги «Святитель Стефан Великопермский»
Существует масса легенд о том, как Стефан убивал колдунов «ПАМов» и старцев «АЙКА». Громил кумирни и жег избы, и насильно, вместе с дружиной, крестил селян в озерах, многие при этом тонули.
И согласно этим преданиям, Храп – это не фамильное имя Степана, а кличка, данная ему зырянами: ХРАП – наглый, нахрапистый.
«Не желая принимать новую веру, семьи Чуди заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы».
Коми, зыряне, пермяне, чудь, бьярмы...— это по сути разные название одного народа ФИНОУГРОВ в разное время, из разных источников.
И как сложилась бы история Пермского края и народа, его населяющего, не приди на земли зырян (пермян, коми) Стефан Великопермский, в миру Степан Храп, нам остается только гадать.
«Чем знаменита Пермь. Часть I»
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.