Почему так получается, что одних детей в садике любят, а других отторгают? Откуда появляются проблемы общения? Ведь дома их не было. И как с ними справиться?
Личностное и социальное развитие ребенка в детском саду определяет его дальнейшую судьбу. Но насколько быстро он найдет общий язык со своими сверстниками?! Один малыш слишком застенчив, старается играть единолично, а в коллективных играх участие не принимает. Другой ведет себя агрессивно, отнимает у детей машинки и куклы, в итоге приходит домой с синяками и ссадинами. Но у большинства детей отношения в коллективе развиваются благополучно. Ребенок не обижает других и сам не дуется на действия сверстников, тянется к ним, с удовольствием общается и играет. У таких детей, как правило, и в будущем никаких коммуникативных проблем не возникает. Вырастая, они легко интегрируются в социум.
Отношения в группе
Устойчивые избирательные отношения, как правило, складываются к старшей группе детсада. К этому времени дети уже имеют свой рейтинг в коллективе. Кто-то становится более востребованным для других, кто-то менее. Появляются свои лидеры, к которым ребятишки тянутся более активно. Хотя в этом возрасте о лидерстве речи быть не может, ведь лидер – это человек, способный решать групповые задачи, организовывать коллективную деятельность, а малышу до этого еще далеко.
Скорее всего, в детсаду играет роль популярность того или иного ребенка среди сверстников. Она отражает степень симпатии к конкретному детсадовцу со стороны детей. В старшей группе такие предпочтения уже вполне осознанны. А вот педагоги и воспитатели не всегда могут дать правильную оценку популярности ребенка, потому что ориентируются на такие критерии, как дисциплинированность, воспитанность, интеллект. Но эти качества среди детей не являются показателями привлекательности. Они сами выберут того, кто им больше нравится. Он и будет заводилой.
Составляющие популярности и непопулярности
Психологи провели не одно исследование на тему популярности детей. Выяснилось, что отличия между популярными и непопулярными малышами сводятся к эмоциональной составляющей. Первые проявляют неподдельный интерес к занятиям других сверстников: поддерживают, одобряют, хвалят за выполненные действия. Непопулярные дети напротив, стараются навязать свою версию событий, а действия других критикуют и осуждают.
Популярный ребенок обладает редким качеством: умеет сопереживать. Он не завидует успехам других, а радуется вместе с теми, кто их достиг. Согласитесь, что и среди взрослых такие люди – редкость. Непопулярные дети пестуют в себе зависть, огорчаются чужим победам и всячески стараются их принизить, чаще субъективно («ха, ну и дом он нарисовал, смотрите, как у меня красиво получилось!»)
Популярные дети с удовольствием откликаются на просьбы других, внимательно слушают собеседника, легко и бескорыстно делятся карандашами, игрушками, сладостями. Возникающие проблемы такие малыши всегда стараются разрешить мирным путем. Непопулярный ребенок никогда так не поступит. Все конфликты он привык решать агрессивными действиями и угрозами.
Чем привлекательны популярные дети
Для детей в их сверстниках важны не организаторские способности и не интеллект, а общительность, доброта, отзывчивость и желание помочь. Если ребенок обладает этими качествами, он будет пользоваться популярностью. Умение уступать и сопереживать привлекает. Но это вовсе не значит, что популярные дети никогда не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Просто у них олимпийский девиз. Потому и не рвутся в лидеры, но по сути все равно такими становятся. Однако, в отличие от непопулярных детей, они не ставят самоцелью всех превзойти, а это создает благодатную почву для признания их сверстниками.
Как помочь малышу обрести популярность
Проблема не может быть решена традиционными педагогическими методами. Все должно происходить только через общение с детьми. Для этого существует специальная коррекционная программа, состоящая из нескольких этапов и включающая в себя различные тематические игры и занятия.
Этап первый
Преодоление страха и отчуждения, ломка защитных барьеров. Только подчеркнутое внимание сверстников и доброжелательное отношение могут помочь проблемному ребенку стать полноценным и полноправным членом группы. На помощь придут игры, где ребята подчеркивают положительные стороны других детей, дают ласковые имена, говорят друг другу разные приятные слова. Главная цель – показать непопулярным детям, что сверстники относятся к ним хорошо.
Этап второй
Привлечение внимания ребенка к сверстникам. Малыш, замкнувшийся в себе, редко обращает внимание на других детей, и это неправильно. Чтобы изменить ситуацию, полезно поиграть в такие игры, как «Эхо», «Зеркало», «Испорченный телефон». Так ребенку легче почувствовать себя частью коллектива.
Этап третий
Моделируется «сложная ситуация», в которой проблемный малыш должен помочь своим сверстникам достичь желаемого результата. Сделав доброе дело, малыш получит удовольствие и захочет повторить поступок. Взаимная забота и участие объединяет детей. Но внимание малыша на его индивидуальности фиксировать нельзя. Все должно происходить как бы спонтанно, хотя воспитатель и должен ненавязчиво направлять действия детей в нужное русло. Когда ребенок задумается и поймет, как хорошо делать добрые дела и оказывать помощь, делиться и сопереживать, он вполне сможет завоевать симпатию своих сверстников.
Прогулки на свежем воздухе важны для детей в любом возрасте.
Выбор колясок для покупателей огромен. Производители предлагают большие и маленькие модели, для мальчиков и девочек, современного и классического дизайна, трансформеры, люльки и многие...
Самый эффективный способ остановить инфекцию – изоляция. Поэтому детей и отпустили на каникулы. А чем их занять в эти дни дома?
Бывает, что ребенок вечером заиграется, разбалуется. Предложение ложиться спать вызывает у него протест. Как же в этом случае уложить кроху?
Метели и морозы позади. Зима сдает свои позиции. С первыми лучами весеннего солнца мир преображается. Теперь гулять с малышом – одно удовольствие
Людей, заходящих в кабинет стоматолога с улыбкой, мало. Среди детей их и вовсе, пожалуй, не сыскать. Почему же малыши панически боятся бормашины?
Зубы должны чистить все: и взрослые, и дети. Но, если для нас эта обязательная гигиеническая процедура – дело привычное, то малыш может и отказаться
В одной семье есть собака, в другой – кошка, в третьей – кролик. А какое животное предпочтительнее для малыша, и как оно влияет на воспитание крохи?
Дети любят играть, это весело и увлекательно. Подтверждением тому служит их заливистый смех. Но знают ли взрослые, что игры – не только развлечение?
Привычек у детей много. То в носу ковыряют, то на стуле ерзают, то волосы теребят без надобности. Как помочь своему чаду в данной ситуации?
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.