Год рождения нашего завода – 1859. На минуточку, он появился на свет за два года до отмены крепостного права в России. Основатель – англичанин Герберт Гуллет. Это были механические мастерские, находящиеся на берегу Камы при впадении в нее Данилихи, в тот же год проданные владельцем Эдварду Тету, тоже выходцу из Англии. Он их приобрел для производства речных судов. Работали 125 человек – литейщики, кузнецы, токари, слесари. Сегодня это можно сопоставить с цехом, но по тем временам – солидное предприятие, быстро растущее. В 1865 году на заводе трудились 300 человек – большая половина рабочих города. За десять лет было построено 50 паровых судов.
В 1870 году завод сильно пострадал от пожара. Через 6 лет он был куплен купцом Иваном Ивановичем Любимовым, продолжившим судостроительное дело, расширившим его и открывшим еще фабрику по производству канатов, которые использовались для пришвартовывания судов. В 1877 году Любимов вместе с братом Михаилом основали пассажирское пароходство «ЛЮБИМОВ И Кº». Пятьдесят судов сошли со стапелей компании за 18 лет. На пароходах был российский герб, такое право получил Любимов за достижения в области кораблестроения.
В 1899 году умер Любимов. Предприятие не выдержало растущую с каждым годом конкуренцию, со временем стало заниматься только ремонтом судов. В 1911 году оно было свернуто и продано наследниками Пермскому городскому управлению, а им в 1914 году – петроградскому фабриканту Г. А. Лесснеру. Завод был перепрофилирован, стал работать на военные цели. На нем делали точные инструменты и выполняли государственные заказы – изготавливали трубки-взрыватели для шрапнельных снарядов, ручных гранат, мин. В цехах стали работать высококвалифицированные специалисты, никаких сезонных рабочих, как было раньше. Зародилось оборонное производство Перми.
В 1919 году здесь были организованы авторемонтные мастерские, которые в 1920 были преобразованы в завод. На его территории временно функционировала Уральская фабрика Гознак (1920-1922).
В 1924 г. на заводе освоили производство молочных сепараторов, предприятие меняет название на «Уралсепаратор» и с 1926 г. носит имя Ф. Э. Дзержинского.
В начале тридцатых – новая реконструкция – начался выпуск металлорежущих станков, слово «Уралсепаратор» уходит из названия. В 1933 г. начали производить маслоочистительные сепараторы, в 1934 г. - бензомоторные пилы и другую продукцию. В годы войны предприятие работает на оборону. Взрыватели завода стояли на каждом третьем снаряде, поступающем на фронт. В 1942 году завод наградили орденом Ленина.
После окончания войны было несколько реконструкций, менялась выпускаемая продукция – молочные сепараторы нового типа, мотопилы, мотолебедки, насосы для подачи воды, сепараторы для очистки минеральных масел и дизельных топлив, медицинское оборудование и так далее.
С 1990 года предприятие называется Федеральное государственное унитарное предприятие «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского».
Десятого марта 2006 года на ЗиДе началась процедура банкротства. В июне того же года Арбитражный суд Пермской области на ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» ввел внешнее управление. Можно отметить три этапа. Первые два характеризуются упадком производства, незаконными продажами недвижимого имущества.
Третий этап был начат в 2011 году. Его можно назвать началом возрождения завода. Увеличилось количество контрактов, выросла выручка от продаж, заработная плата работников и их количество. Ведется борьба за возврат активов предприятия, которые были расхищены. Вернули промышленную площадку №5 и трансформаторную площадку. Возбуждены уголовные дела в отношении некоторых прежних топ-менеджеров. Вот факты, не давшие предприятию до сих пор выйти из процедуры банкротства. В 2014 году арбитражный суд отменил торги, в 2015 Росимущество не ходатайствовало о снятии ареста с имущества предприятия, в 2016-ом были арестованы счета налоговой инспекцией.
Тем не менее, руководство завода с оптимизмом смотрит в будущее. Чем это подкреплено? Сохранением кадрового потенциала, увеличением производственных мощностей, получением заказов от военно-промышленного комплекса страны.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.