Мы привыкли праздновать Новый год. Самый волшебный праздник. Елка, огни, бой курантов, подарки… Кажется, другой отсчет, жизнь пойдет по-новому, обязательно что-то сбудется желанное и волшебное. Мы забыли, что этот праздник все свое очарование перенял у Рождества. Именно его праздновали с таким размахом наши предки. По старому календарю (юлианскому) Новый год был после Рождества, в середине Святок.
Праздник Рождества сопровождался обрядами и обычаями, было много примет, которым следовали, желая исправить судьбу, стать богаче и счастливее. Мы тоже хотим всего этого и наивно верим, что правильно исполненные ритуалы нам помогут. В этом нет ничего плохого. Чем может не нравиться обычай все убрать, перемыть, выбросить старье перед праздником? Люди старались обзавестись новыми вещами, в том числе и одеждой. До наших дней сохранилась примета – на Новый год надо надеть что-то новое, хотя бы носки. Покупали свечи, делали иллюминацию, жгли фейерверки, зажигали огни на елке – все это ассоциировалось с очищением, возрождением.
Перед праздником бы длительный пост – Рождественский. Он работал на ту же идею очищения. Это не диета, это время, когда человек должен особенно вглядываться в себя, анализировать свои слова, поступки, жить по заповедям. В сочельник - день накануне Рождества, не ели до первой звезды. Эта звезда напоминала о той, давней, возвестившей о рождении Спасителя. Было принято в этот день застилать пол в жилье сеном, ведь Христос родился в яслях. Отзвук того обычая – сегодняшние серпантин и конфетти. На ужин подавали сочиво – отварные зерна, заправленные фруктами. Отсюда и название – сочельник. На подоконнике горела свеча – знак того, что здесь ждут Иосифа и Деву Марию, им всегда найдется место в доме.
Все готовили подарки друг другу. Этот обычай тоже пришел из далеких времен. Волхвы по звезде узнали о рождении Мессии и пришли к нему с дарами – смирной, золотом и ладаном. Утром по домам ходили славельщики, пели коляды, все их угощали, давали деньги.
Зимние забавы
До 1917 года в этот праздник в Перми, как и в других российских городах, звонили сотни церковных колоколов. Никто не спал, шли на службу в храм. Вернувшись, садились за стол.
К этому времени в городе была уже настоящая зима. Снежная, сибирская. В 1897 году журналист Кричевский советовал «всем нервноизмочаленным столичным воздухом» на зиму ехать в Пермь. Жители нашего города казались ему спокойными, не оголтелыми от шума и многолюдья. Что бы сегодня сказал этот господин, если бы увидел современную Пермь.
В Перми были свои забавы по праздникам. Зажиточные граждане катались по Сибирской улице на лошадях. Их запрягали в казанские сани с запятками, для тепла было медвежье одеяло. Пермские кавалеры вставали на запятки саней, в которых катались знакомые барышни, здоровались, любезничали. Ездили медленно, чтобы себя показать и на других посмотреть. Наряжались для поездок, брали лучшие экипажи, хорошую упряжь.
Святки длились до Крещения. Продолжались колядки, хождение в гости, маскарады, играли в разные игры, танцевали, разрешались гадания. Многие развлечения дошли до наших дней. Мы их любим не меньше, чем наши предки, хоть и вздыхаем порой, умели же люди отдыхать. Имеем основания для удивления.
Есть записи начала XIX века пермяка, директора гимназии Н. С. Попова. Он писал, что простые люди пируют неделю и больше после каждого храмового праздника. Пели и плясали под аккомпанемент скрипки. Воистину музыкальный наш город. К каждому угощению была своя поблюдная (по песне на блюдо) песня.
Горожане любили, посещали оперу, обсуждали партии, голоса певцов. В 1887-1918 годах в театре процветала крестьянская опера. Ее организовал попечитель о народной трезвости А. Д. Городцов. Его коллектив устраивал святочные концерты, известные за пределами губернии. В театре в это время устраивались балы и лотереи-аллегри. Выигрышем могли быть веер, ножницы, а то и корова. В учебных заведениях проходили елочные представления. Особенно популярными они были в школе слепых и в Рождество-Богородицкой школе. Много танцевали. Может, и нам стоит выучить танцы, которым 100 лет? Вот их названия: акадьен, аликаз, варшавянка, том-тит, кадриль-валь, па-де-патина, миньон, шакон, па-декарт, па-д-эспань.
В праздничные дни еда отличалась от обыденной. Меню обычного дня состояло из щей или супа с лапшой, студня из ног, говядины, каш и киселя. В пост – блюда из грибов, гороха, редьки и капусты, приправленные конопляным маслом. В праздники подавали рыбные пироги, гусей, поросят, рябчиков. Особое место всегда занимали пельмени – любимая еда пермяков. Пельмени ели вареные, жареные или в супе.
Перед праздниками горожане закупались в лавках, торговых рядах. Кстати, уже в 1892 году действовали прописанные санитарные нормы – как и где хранить продаваемые продукты питания. Здесь же многие закупали подарки к празднику. В торговых рядах занимали свое место «угощательные» заведения.
Новый год в дореволюционной России тоже отмечали. Но скромнее, чем Рождество. Просто сидели в тот вечер за столом дома семьей или в гостях. Иногда мужчины играли в карты, дамы беседовали. Угощение зависело от достатка собравшихся. Гулять было невозможно, улицы почти не освещались. Во дворах были спущены собаки, любой шорох вызывал их лай.
Интересна история запретов и разрешений на наряженную елку. Впервые этот атрибут праздника запретил Николай Второй в Первую мировую войну, так как считалось, что обычай пришел к нам из Германии – нашего тогдашнего врага. После революции елки разрешили. Потом опять появилось негативное отношение к ним.
После Великой Отечественной на площади перед Дворцом им. Свердлова в новогоднюю ночь стали проходить народные гуляния. Делали горки, лепили скульптуры из снега, зажигали елку. Стол у людей был бедным, все старались его разнообразить, как могли. Но была радость и чувство гордости от недавней победы в войне. В ДК им. Свердлова и в ДК им. Ленина проводили елки для детей, попасть на которые было счастьем для ребенка. Красивое представление, а потом еще и подарок.
Именно в те годы начали активно праздновать Новый год. Скоро к нам придет этот праздник. Мы живем по грегорианскому календарю, так вышло, что теперь сначала Новый год, потом Рождество. Каждый решает эту проблему сам для себя, что праздновать – Новый год или Рождество. Большинство людей решают эту проблему в пользу обоих праздников. А еще, благодаря этой путанице, у нас есть праздник, какого нет ни у кого на свете – Старый Новый год.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.