Движение первых пермских трамваев началось 7 ноября в знаменательную для всего Советского Союза дату – годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. На дворе стоял 1929 год.
На фото слева вы можете видеть, откуда выезжали на свою «работу» трамваи в городе Перми. Место это сохранилось и по сей день, его можно увидеть по адресу ул. Ленина 1Б (сейчас там находится МУП ЖКХ «Гарант»).
Первый трамвай пошел в Перми 7 ноября 1929 года, но идея запустить данный вид транспорта возникла еще до революции: в 1908 году Пермским городским Общественным Управлением было решено, что трамвайную линию необходимо построить. О чем и было сообщено думе.
Года этак через три, в июне 1911, городской думой было принято постановление: принять проект строительства трамвая и осуществлять его за счет городского займа.
Цена проекта была 1,1 млн. рублей.
Для сравнения: в 1911 году Столыпин Петр Аркадьевич планировал увеличить бюджет всей страны в три раза и довести его до 10 млрд. рублей.
В том же году началась разработка проекта строительства пермского трамвая. Проект и смета были составлены подробнейшим образом, сделана проработка трасс, где будут проходить трамвайные линии, решено, где будут находиться депо и подстанции.
1916 год – построен трамвайный парк, дом управляющего и мост через речку Егошиха в Мотовилиху.
Но 28 июля 1914 года началась Первая мировая война, которая воспрепятствовала дальнейшему строительству. К услугам горожан был, как и раньше гужевой транспорт.
Война закончилась в 1918 году. Но местный власти смогли вернуться к разработанному ранее проекту строительства трамвая только в 1927 году.
1927 год – Пленум Пермского Городского Совета принял решение: трамваю в городе быть.
«Сооружение трамвая отвечает насущным потребностям города, является дешёвым для горожан и вполне рентабельным для коммунального хозяйства».
Московский инженер Т.Ф. Гребенюк стал руководителем технических работ.
1929 год, март – начало строительных работ.
1929 год, ноябрь – за рекордные 8 месяцев завершились работы по прокладке трамвайной линии, протяженность которой составила 13 с небольшим километров (13,2 км).
1929 год, 6 ноября – газета «Звезда» публикует правила пользования Пермским трамваем.
Как видите, за нарушение запретов (правил) взимался штраф в размере 1 рубля. Штрафовали на месте. Этим правом обладали сотрудники милиции и линейные агенты электрического трамвая с надлежащими удостоверениями и квитанционными книжками.
1929 год, 7 ноября – в Перми пошли первые трамваи.
Трамвайная линия того времени шла из Мотовилихи до улицы Красноуфимской (ныне известна как улица Куйбышева). Проходила линия через Разгуляй, где находилось трамвайное депо, и шла дальше по улице Ленина.
В районе Красной площади, в Мотовилихе, недалеко от того места, где сейчас находится «Райский сад», было построено трамвайное кольцо. Кольцо это существует и поныне.
По линии начали ходить первые трамваи. Вагон под бортовым номером 1 ходил в Перми и в 1955 году.
1930 год – трамвайная линия от улицы Красноуфимской продлена до вокзала Пермь II. Дореволюционный проект строительства Пермского трамвая был завершен. Изначально линия от сада им. Свердлова до Перми II была самой длинной, по ней ходил трамвай маршрута №1. Сейчас по этому маршруту ходит всем известная «четверка».
1930 год – появилась трамвайная линия на улице имени Карла Маркса (ныне Сибирская). Она шла поперек уже имеющейся линии. По ней ходили трамваи маршрута №2 – от начала улицы до парка им. Горького.
В последующие годы строительство «пермских трамваев» продолжалась: продлевались линии, появлялись новые маршруты и новые трамвайные депо.
1931–1932 годы – трамвайная линия, что шла по улице Карла Маркса, продлена до завода имени Сталина (сейчас – «Пермские моторы»).
1932–1933 годы – построено ответвление от первой линии, трамваи начали ходить в промышленную зону в районе Заимка, в обход вокзала Пермь II. Долгое время эта линия оставалась с одним путем, являясь своеобразное «времянкой» – при строительстве шла сильнейшая экономия. Рядом с этой линией трамвайному управлению был выделен участок земли – появились жилые бараки, участок для профилактического ремонта вагонов (позднее, в 1958 году, там было открыто депо «Красный октябрь»).
1937 год – трамвайная линия продлена от улицы Карла Маркса до речного вокзала.
1940–1941 годы – провели еще одну линию: от улицы Карла Маркса до завода имени Калинина. Движение трамваев по этой линии началось в феврале 1941 года.
На этом завершается история пермского, довоенного трамвая. Все остальное было построено уже после Великой Отечественной войны.
А ДТП случались и раньше. На фото ниже вы можете видеть снимок, сделанный архитектором Анисимовым. Дата снимка предположительно 1941 год. На историческом кадре запечатлен момент того, как в пассажирский трамвай врезается ремонтный.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.