Говорят, наш театр обязан своим появлением вокзалу.
Разговоры о необходимости соединить Пермь с центром страны железной дорогой велись много лет. Основной путь был по Каме, но не самый он быстрый, да и замерзает река почти на полгода. В 1878 году ветка была построена, торжественно отправился первый поезд.
Из столицы прибыли путейцы. Быть в те годы путейцем это примерно как сейчас – космонавтом. Самоуверенные, обеспеченные, они всколыхнули жизнь города. В Перми выросли цены. Но вообще изменения пошли на пользу. Город теперь не впадал в спячку в конце навигации, превращался в оживленное, богатое и культурное место. Наверно, к приходу поездов люди ходили гулять на вокзал – вдохнуть воздух странствий, себя показать, на других посмотреть. Так было заведено в отдаленных и не очень городах России. Ветка связывала с Москвой, с другой жизнью.
Театр в Перми, говорит легенда, построил главный подрядчик строительства железной дороги Губонин Петр Ионович. Это был его подарок городу за бесплатно предоставленную землю под станцию. Вот такие были российские купцы, а Губонин принадлежал к этому сословию, пообещал построить и построил. Не говорил, что и дорога для города.
Это был не первый театр. Старый, деревянный, сгорел в 1863 году. На его месте вырос каменный, тот, что и сегодня украшает наш город и печется о культуре пермяков.
Разговор о театре шел давно. Еще в 1874 году о постройке здания для театра ходатайствовал перед Городской думой Павел Дмитриевич Дягилев, дед знаменитого Сергея Павловича Дягилева, организатора «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», одного из основателей группы «Мир Искусства». Павел Дмитриевич внес первый вклад в строительство – 4 тысячи 300 рублей. Деньги – 15 тысяч - внес Иван Иванович Любимов, тоже местный предприниматель, тогдашний городской голова. Петр Губонин дал 7500. Тридцать тысяч выделила казна. Объявили благотворительный сбор. На постройку израсходовали почти 130 тысяч рублей, собранных всем миром. Здание театра и вокзала – ровесники. Здание арендовала труппа антрепренера Петра Михайловича Медведева. Первый поставленный спектакль – «Бедность не порок».
Главными проектировщиками здания и кураторами строительства были архитекторы Рудольф Иосифович Карвовский и Василий Васильевич Потапенко. Оба были знатоками секретов акустики, так как много работали в церковном строительстве. Резонансная ель, из которой был сделан потолок, и перевернутые корчажки, вмонтированные в углы, усиливали звук. Под сценой были проложены трубы с отверстиями, которые изготовили на фарфоровом заводе. Все секреты были раскрыты только в 1950-х годах, когда проводили капитальный ремонт. Раскрыты… и нарушены. Нет в нашем театре прежней волшебной акустики. Правда, сцену увеличили как и количество мест. В защиту реставраторов заметим, что перестройка была необходима, так как под театром протекает подземная речка, размывающая фундамент.
В 1895 году театральные дела стали вестись за счет города. Так продолжалось 6 лет, потом казна не выдержала нагрузки. Наверно, это были годы театрального расцвета. Говорили, что Пермь живет навигацией и театром. Сезон начинали в сентябре, заканчивали перед началом Великого поста – это февраль-март. Антрепризу возглавлял статский советник Александр Васильевич Синакевич. Ставили русскую классику и новинки – «Демона» Рубинштейна, «Богему» Пуччини.
В 1931 году в театре образовали постоянную труппу, он стал театром оперы и балета. В нашем театре – единственном в России – были поставлены все оперы и балеты Чайковского, а в 1956 году театр получил имя великого композитора. В 1969 году стал академическим.
В 1883 году вокруг театра по приказу Александра Константиновича Анастасьева, тогдашнего губернатора края, был заложен сквер. Посадили тополя, липы и другие деревья. В 1907 году в Театральном саду были посажены липы, клены, березы, пихты, ели, кедры и всевозможные кустарники. Сделали клумбы и газоны, все обложили белыми камнями. Установили удобные скамейки. Был построен и пущен в действие фонтан в виде каменного грота с электрической подсветкой, пропущенной через цветные стекла. Фонтан сохранился, но его вид далеко не тот. Около него была деревянная беседка, снесенная после войны. В саду гуляли горожане, играл духовой оркестр, знакомая по фильмам картина прежней, ушедшей навсегда, жизни.
Не обошлось без потерь. В 1928 году снесли старинный «Гостиный двор». На его месте комсомольцы посадили сквер, увеличивший площадь сада. Это, действительно, была потеря. Сохранились фото этого интересного здания.
Ничто не проходит гладко. Это жизнь. Главное, наш театр жив, артисты радуют горожан своим творчеством. Мы даже не отдаем себе отчета, что возможность купить билет и пойти вечером в театр – кусочек счастья.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.