Кама — по величине стоит на четвертом месте среди рек европейской части нашей страны. Больше нее только Волга, Днепр и Дон. Естественно, что она всегда была важным водным путем России.
Начало 19 века. Около 300 судов передвигаются по Каме при помощи весел или бурлаков. Они нагружались и везли грузы, при этом далеко не все возвращались обратно, дешевые просто уничтожались. Часто новое судно стоило меньше, чем возврат старого, особенно, если обратный путь был против течения.
В этом случае суда, называемые белянами, продавали на дрова. Название произошло от их внешнего вида, они были грубо обработаны и не покрашены — незачем. Они играли двойную роль — и груз доставили, и дрова подогнали.
Поселок Егошиха, предтеча Перми, рос быстро, так как Кама, на которой он находился, связывала его со многими населенными пунктами. Путешественники писали, что там живет 4000 человек, при этом считали только мужчин. Для многих территорий — устья Камы, северного Прикамья, Чусовой — это был крупный транзитный пункт. Это путь по рекам в Сибирь и на запад. Здесь сливаются три реки, по которым можно доплыть в разные стороны света. В устье Егошихи была пристань для речных караванов.
При Екатерине II в связи с экономическим ростом и развитием промышленности на Урале потребовались новые пути сообщения с портами Балтики и Белого моря. Решили строить Северо-Екатерининский канал, чтобы из Перми можно было плыть в Архангельск. Канал был задуман для связи систем Камы и Северной Двины. Это делало возможным добраться по воде от Астрахани до Санкт-Петербурга. Длина канала была всего 8 км. Минимизация при разработке проекта привела к тому, что он оказался построенным без инженерных сооружений — не было ни одного шлюза.
Возможно, Пермь обязана своим появлением этому водному пути, явившись административной единицей по его управлению. Этим можно объяснить строительство столицы огромной губернии в этом не самом развитом в то время месте. Здесь проходили дороги в центр страны, в Сибирь, на запад и на восток.
Путь по Северо-Екатерининскому каналу был не очень удобен, кроме того, появились другие возможные пути. Самый расцвет судоходства по каналу 1815-1818 годы. Через пару десятилетий он был закрыт.
В 1819 году на Каме появились два парохода, немало удивившие пермяков. Сделав несколько рейсов перед городом, они уплыли на Волгу.
Удивление местных жителей понятно, пароходы тогда были в новинку. Считается, что самый первый — это пароход Фултона. Он появился в 1807 году на озере Гудзон. Александр Первый привлек изобретателя к строительству этих машин в России, которая была большим речным бассейном, и для нее это изобретение переворачивало транспортную политику и ускоряло развитие промышленности. После смерти Фултона, его дело в России продолжил шотландец Берг. Да так ловко, что получил от правительства монополию на строительство пароходов на 10 лет, затем она дважды продлялась на этот же срок. Это тормозило развитие отечественного пароходства. Берт судился с Всеволжскими, хозяевами Пожвинского завода, которые тоже строили пароходы с 1815 года. Их первый пароход был спущен на воду летом 1815 года.
Но главное было сделано — ставка поставлена на судостроение. Перевозки по воде были значительно дешевле железнодорожных. В конце 19 века львиная доля грузов и людей перемещалась водными путями. Строились каналы, пролагались «бечёвники» — ухоженные тропы для бурлаков, тащивших барки.
Водные пути еще раз помогли Перми выжить и остаться центром губернии. В 1842 году от города остается пустое место после грандиозного пожара. Надо ли его восстанавливать? Главное основание для возрождения — пароходство. Именно после пожара оно заметно активизировалось.
Были суда, способные ходить вверх по течению, появилось двухсторонне движение по реке, возросли объемы перевозок. Суда обслуживали процветающую тогда Нижегородскую ярмарку, другие объекты.
1846 — год рождения Пермского пароходного общества. Правда, на время оно было вытеснено волжскими коллегами, но потом взяли верх местные магнаты — Любимовы, Каменские и другие. Всего до 1917 года на Каме было примерно 36 пароходных компаний с 400-500 пароходами. Пароходы жили недолго — максимум 15 лет. Большой ущерб им наносили ледоходы. На Каме было мало безопасных затонов для стоянки.
В 1913 году в Перми было открыто речное училище. Пермское земство перекупило и перевезло в город Рыбинское училище. Переехали все преподаватели. Вообще эти годы считаются временем расцвета пермского пароходства.
Первые годы после революции были сложными для судоходства. Во время гражданской войны был сожжен весь пермский флот. Были открыты нефтяные резервуары, нефть попала в Каму. Спичка — и пермяки лишились того, что создавалось десятилетиями.
Сегодня по Каме и дальше Пермь связана с пятью морями — Каспийским, Белым, Чёрным, Азовским и Балтийским. Река — сердце нашего города и важнейшая транспортная магистраль страны.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.