Неверная цена
Не дозвониться
Продано
Не актуально
Неверная контактная информация
Фотографии не соответствуют объявлению
Дубликат
Это спам
Другая ошибка




О Перми

Пермь и речное пароходство. От Егошихинской пристани до наших дней

26 июня 2017 года
История развития пермского речного пароходства

Кама — по величине стоит на четвертом месте среди рек европейской части нашей страны. Больше нее только Волга, Днепр и Дон. Естественно, что она всегда была важным водным путем России.


Начало 19 века. Около 300 судов передвигаются по Каме при помощи весел или бурлаков. Они нагружались и везли грузы, при этом далеко не все возвращались обратно, дешевые просто уничтожались. Часто новое судно стоило меньше, чем возврат старого, особенно, если обратный путь был против течения.

В этом случае суда, называемые белянами, продавали на дрова. Название произошло от их внешнего вида, они были грубо обработаны и не покрашены — незачем. Они играли двойную роль — и груз доставили, и дрова подогнали.

Поселок Егошиха, предтеча Перми, рос быстро, так как Кама, на которой он находился, связывала его со многими населенными пунктами. Путешественники писали, что там живет 4000 человек, при этом считали только мужчин. Для многих территорий — устья Камы, северного Прикамья, Чусовой — это был крупный транзитный пункт. Это путь по рекам в Сибирь и на запад. Здесь сливаются три реки, по которым можно доплыть в разные стороны света.  В устье Егошихи была пристань для речных караванов.

История развития пермского речного пароходства
В 1723 году на левом берегу Камы начала зарождаться Егошихинская пристань, давшая начало
многочисленным пермским пристаням братьев Каменских и Н.В. Мешкова. 
Саму пристань на фото не видно, зато хорошо видна церковь Петра и Павла, строительство
которой было начато в 1755 году на ровном высоком плато как раз над береговыми пристанями.
Церковь стала первым каменным зданием Егошихи

 

История развития пермского речного пароходства
В 1918 году все пристани были объединены в единое госпредприятие – Пермская пристань, какая в 1943 году получила
статус порта. Опять же - сам порт на фото не видно, зато хорошо видна церковь, которая сохранилась до наших дней

 

История развития пермского речного пароходства
Пермь. Пристань Бр. Каменских

 

При Екатерине II в связи с экономическим ростом и развитием промышленности на Урале потребовались новые пути сообщения с портами Балтики и Белого моря. Решили строить Северо-Екатерининский канал, чтобы из Перми можно было плыть в Архангельск. Канал был задуман для связи систем Камы и Северной Двины. Это делало возможным добраться по воде от Астрахани до Санкт-Петербурга. Длина канала была всего 8 км. Минимизация при разработке проекта привела к тому, что он оказался построенным без инженерных сооружений — не было ни одного шлюза. 

Возможно, Пермь обязана своим появлением этому водному пути, явившись административной единицей по его управлению. Этим можно объяснить строительство столицы огромной губернии в этом не самом развитом в то время месте. Здесь проходили дороги в центр страны, в Сибирь, на запад и на восток.

Путь по Северо-Екатерининскому каналу был не очень удобен, кроме того, появились другие возможные пути. Самый расцвет судоходства по каналу 1815-1818 годы. Через пару десятилетий он был закрыт.

В 1819 году на Каме появились два парохода, немало удивившие пермяков. Сделав несколько рейсов перед городом, они уплыли на Волгу.

История развития пермского речного пароходства
Первый пароход сконструировал американец Роберт Фултон. А первые российские пароходы появились на земле Пермской

 

Удивление местных жителей понятно, пароходы тогда были в новинку. Считается, что самый первый — это пароход Фултона. Он появился в 1807 году на озере Гудзон. Александр Первый привлек изобретателя к строительству этих машин в России, которая была большим речным бассейном, и для нее это изобретение переворачивало транспортную политику и ускоряло развитие промышленности. После смерти Фултона, его дело в России продолжил шотландец Берг. Да так ловко, что получил от правительства монополию на строительство пароходов на 10 лет, затем она дважды продлялась на этот же срок. Это тормозило развитие отечественного пароходства. Берт судился с Всеволжскими, хозяевами Пожвинского завода, которые тоже строили пароходы с 1815 года. Их первый пароход был спущен на воду летом 1815 года.

История развития пермского речного пароходства
Макет первого парохода, построенного в Пожве

 

Но главное было сделано — ставка поставлена на судостроение. Перевозки по воде были значительно дешевле железнодорожных. В конце 19 века львиная доля грузов и людей перемещалась водными путями. Строились каналы, пролагались «бечёвники» — ухоженные тропы для бурлаков, тащивших барки.

Водные пути еще раз помогли Перми выжить и остаться центром губернии. В 1842 году от города остается пустое место после грандиозного пожара. Надо ли его восстанавливать? Главное основание для возрождения — пароходство. Именно после пожара оно заметно активизировалось.

Были суда, способные ходить вверх по течению, появилось двухсторонне движение по реке, возросли объемы перевозок. Суда обслуживали процветающую тогда Нижегородскую ярмарку, другие объекты.

1846 — год рождения Пермского пароходного общества. Правда, на время оно было вытеснено волжскими коллегами, но потом взяли верх местные магнаты — Любимовы, Каменские и другие. Всего до 1917 года на Каме было примерно 36 пароходных компаний с 400-500 пароходами. Пароходы жили недолго — максимум 15 лет. Большой ущерб им наносили ледоходы. На Каме было мало безопасных затонов для стоянки.  

История развития пермского речного пароходства
Пароход «Боярин», пароходное общество «По Волге», построен на казенном Мотовилихинском заводе в Перми в 1893 году

 

В 1913 году в Перми было открыто речное училище. Пермское земство перекупило и перевезло в город Рыбинское училище. Переехали все преподаватели. Вообще эти годы считаются временем расцвета пермского пароходства.

История развития пермского речного пароходства
Полукаменный двухэтажный дом по Матросова (бывш. Ирбитская), 13 был построен в первое десятилетие ХХ века и принадлежал
городскому обществу. По высочайшему повелениюс 1913 года здесь обосновалось первое на Урале речное училище,
здесь оно находилось до 1960 года

 

Первые годы после революции были сложными для судоходства. Во время гражданской войны был сожжен весь пермский флот. Были открыты нефтяные резервуары, нефть попала в Каму. Спичка — и пермяки лишились того, что создавалось десятилетиями.

Сегодня по Каме и дальше Пермь связана с пятью морями — Каспийским, Белым, Чёрным, Азовским и Балтийским. Река — сердце нашего города и важнейшая транспортная магистраль страны.


Рейтинг: +1 Голосов: 1
Комментарии (0)
Другие новости раздела

Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"

Подробнее

Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"

Подробнее

Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...

Подробнее

До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района  речного вокзала до промышленных зон на...

13 августа 2019 года | 0 комментариев
Подробнее

Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.

21 июля 2019 года | 0 комментариев
Подробнее

Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?

Подробнее

Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче

31 марта 2019 года | 0 комментариев
Подробнее

Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче

28 февраля 2019 года | 0 комментариев
Подробнее

Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...

Подробнее

‍Ретро Пермь. Часть 8. Продолжаем прогулку по улице Ленина. Чем еще удивит и порадует нас эта улица

Подробнее
Сообщите о событии

Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.

Сообщить новость

 
 
^ Наверх