В позапрошлом и прошлом веках вопрос о наличии нефти на Урале рассматривался только теоретически. Проводить геологическую разведку этих районов считали ненужной затеей – очень дорого, да и ни к чему при наличии залежей на Кавказе и в районе Каспия.
Геолог Иван Губкин, имя которого носит теперь российский государственный университет нефти и газа в Москве, доказывал, что в Урало-Поволжье нефть есть, и был обвинен оппонентами в некомпетентности. Они предлагали бурить наудачу, беря пример с заокеанского Техаса, а не заниматься поисками.
Помог случай. В селе Верхнечусовские Городки искали калий, а наткнулись на залежи нефти – жирной, маслянистой. Иван Губкин сказал, что это пермский урок. Произошло событие 16 апреля 1929 года.
Случай помогает упорным. Геолком хотел ликвидировать бесперспективную скважину №20, но профессор Преображенский продолжил работу под свою ответственность. Об этом человеке, кстати, писал Паустовский в очерке «Соль земли», назвав его «человеком, который устал открывать сокровища».
Находка вызвала ажиотаж. В селе, где открыли нефть, прошел митинг, на котором приветствовали уральскую нефть, стремящуюся из земных глубин на помощь молодому государству рабочих и крестьян. Киношники выпустили журнал «Нефть на Урале». Говорили, что качество нашей нефти превосходит грозненскую, она, как сливки.
Строились грандиозные планы по преодолению рубежа в пять миллионов тонн и выхода на третье место в СССР по добыче. Эйфория спадет, когда станет понятно, что еще не пришло время исполнения этих желаний.
Давайте послушаем ветерана «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», почетного нефтяника, кандидата геолого-минералогических наук Семёна ВАКСМАНА.
Рассказывая о первой скважине, глубиной 328 метров, он говорит, что полученной из нее промышленной нефти был присвоен номер 101. Добывали из скважины до 40 тонн в сутки. На всесоюзном съезде Советов был скорректирован план первой пятилетки. Организовали трест «Уралнефть». Академик Губкин строил победные планы, в отличие от более осторожного в прогнозах Преображенского, оказавшегося правым. Уже в сентябре в год своего открытия скважине 101 для добычи потребовался насос-качалка, так как прекратилось фонтанирование. Также не нашли предполагаемого нефтяного поля от Печоры до Эмбы.
Главным итогом открытия скважины № 20 стало доказательство наличия нефти в наших краях. Был образован трест «Востокнефть», в задачу которого входил широкий поиск нефти в регионе, позже названном «Вторым Баку» или Волго-Уральской нефтегазоносной провинцией.
На пермской земле нефти не было. Губкинские скважины были заброшены. Надежда вспыхнула с новой силой снова, благодаря его величеству случаю. В июне 1934 года бурили скважину на воду для Краснокамского бумкомбината и нашли нефть. В Перми немедленно организовали контору «Прикамнефтеразведка». Долго рассказывать все перипетии дела, это не для короткой статьи. Многие люди приняли участие на свой страх и риск, углубили скважины и пошла наша, пермская нефть. В 1940 году трестом «Прикамнефть» было добыто 148 тысяч тонн черного золота. К 1951 году добывали по области больше миллиона тонн нефти в год.
Во второй половине 20-го века К. С. Шершнев выдвинул идею великих рифовых барьеров, позволившую открывать новые месторождения по теоретической схеме. До сих пор это открытие кормит нефтяное Пермское Приуралье.
Семён Ваксман всю жизнь фиксировал увиденное, вел полевые дневники. В пермском издательстве «Сенатор» он выпустил на их основе книгу, которая будет интересна не только нефтяникам, так как это история человеческой жизни, труда, мыслей, встреч и расставаний.
Автору очень помог директор НП «Пермская нефть» Алексей Нерослов своим вниманием к этой работе, поддержкой. Также автор признателен директору института «ПермНИПИнефть» Надежде Лядовой за финансирование издания. Год издания совпал с 85-летием открытия пермской нефти и 50-летием института «ПермНИПИнефть».
Своей задачей Семён Ваксман считает сохранение памяти о прошлом, о людях, живших и работавших на нашей земле. Эта книга – документальный роман, прослеживающий связь времен. Она уже названа событием в современной литературе.
На прошлой неделе Пермь посетили исполнители главных ролей в сериале «Бедные смеются, богатые плачут» – Михаил Сотников и Ананке Арейру.
Рецензия Дарьи Ворончихиной на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Рецензия Алены Август на постановку театра "У Моста" "Зверь"
Сергей Федотов вот уже 20 лет возрождает традицию окунуться в некое более древнее, глубоко сидящее в нас чувство, которое связано с ощущением волшебства и чуда, творимого далеко не...
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас это транспортная магистраль города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на...
Теперь жителям Прикамья не нужно арендовать вертолет, чтобы насладиться видом мегаполиса с высоты 150-200 метров. Совершить «полет» можно и другим способом.
Люди часто удивляются незнакомым названиям местностей. Почему так назвали? А вот кто помудрил над названиями микрорайонов нашего города? Как и почему они получили свои имена?
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Историк , географ, экономист, государственный деятель, основатель Ставрополя на Волге (Тольятти), Екатеринбурга и Перми – это не о разных людях, а о Татищеве Василии Никитиче
Ретро Пермь. Часть 9. Егошихинское кладбище хорошо видно с Северной дамбы Перми. Это самый старый некрополь города, сохранившийся до наших дней. На его плитах написаны...
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.