В какой бы сфере вы ни решили попробовать себя в качестве предпринимателя, важнейшим инструментом достижения успеха будут эффективные продажи. Не стоит понимать это понятие слишком узко – продажей, по факту, является любой процесс презентации ваших продуктов и услуг, общение с потенциальными и уже существующими клиентами и заказчиками. Когда предприятие небольшое, обычно речь не идет о целом штате сейлзов – зачастую коммерческий результат зависит от одного-двух человек.
Именно в этом случае важно не ошибиться на стадии выбора из возможных кандидатов. Итак, попробуем разобраться – как определить, станет ли человек, которого вы хотите взять на работу, хорошим продавцом?
Штрихи к портрету
Во-первых, важно понять, на что в первую очередь будут обращать внимание ваши покупатели. Если вы работаете в сфере, в которой особенно важен внешний вид (например, косметология, торговля косметикой, уход за кожей и волосами), обращайте внимание на то, как выглядит кандидат, который пришел к вам на собеседование. Как правило, на важную встречу любой из нас стремится прийти «во всей красе». Если потенциальный продавец выглядит достойно, одет со вкусом и соответственно ситуации, считайте это весомым плюсом: уже в процессе работы вам, скорее всего, не придется делать ему замечания по поводу костюма или прически.
Важнейшее качество эффективного менеджера по продажам – это речь и умение общаться. Задавайте неожиданные вопросы вашему будущему работнику, наблюдайте за реакцией. Можно даже устроить небольшую «провокацию» - попробовать нарушить психологическое равновесие кандидата, вывести его из «зоны комфорта». Можно, например, спросить его о его недостатках, которые он считает ключевыми. Здесь не столько важен будет сам ответ, сколько поведение отвечающего: сохраняет ли спокойствие, уверенность и дружелюбный тон. Помните: недовольные клиенты бывают у всех. А поскольку общаться с ними предстоит "продажнику", очень важно, чтобы он умел держать себя достойно даже в неприятных ситуациях.
Обязательно поинтересуйтесь уровнем денежных притязаний продавца. Конечно, у каждого руководителя есть свой «лимит», больше которого платить менеджерам просто не получится. Но хороший менеджер по продажам – это тот, кто действительно стремится зарабатывать и любит деньги. У него должна быть внятная перспектива относительно уровня зарплаты и возможных вариантов его повышения. И если ваш кандидат на собеседовании не стесняется задавать прямые вопросы о деньгах, о том, как можно в будущем повысить уровень дохода, считайте, что это – ваш человек. Ведь именно ему придется разговаривать о деньгах с вашими клиентами и покупателями. Может быть, даже отвечать на вопрос «А почему так дорого?».
Возраст, пол, уровень образования – характеристики тоже важные. Есть общие предпочтения: работников-мужчин считают более надежными (ведь они не уходят в декрет и не сидят на больничных с детьми), средний возраст считают «золотым», поскольку человек уже накопил опыт и вместе с тем еще очень активен. Но пусть все это не мешает вам принять правильное решение именно в вашей ситуации. Соискатели старше 40, как правило, стремятся к стабильности, - и это совсем неплохо. Если вы приобретете качественного специалиста, который будет предан компании, вы тем самым обезопасите себя от возможных неприятных сюрпризов, которые случаются, когда работник еще находится, что называется, «в поиске себя». Женщины для ряда сфер – предпочтительные работники. Во-первых¸ им лучше удается сглаживать конфликты и находить компромиссы. Во-вторых, они подсознательно вызывают больше доверия, когда речь идет о детях (услугах и товарах для детей), бьюти-индустрии, моде, а также семейных и домашних делах.
Не умеешь – научим
Если ситуация сложилась так, что вам предстоит выбрать кого-то одного из двух равнопрекрасных по основным качествам кандидатов, в ход идут дополнительные критерии. Универсальных "продажников", конечно, в природе не существует. Тот, кто справится на отлично с торговлей свежей выпечкой, будет не так эффективен в продаже автомобилей или банковских услуг – есть услуги и товары, которые требуют особенных компетенций. Оцените предыдущий опыт ваших соискателей – случалось ли им уже продавать что-то подобное тому, что придется продавать у вас в компании? И если нет – насколько они стремятся к новому опыту, готовы учиться? Как правило, задав себе эти простые вопросы, можно сделать в итоге правильный выбор.
И последнее: пусть вас не страшит, если будущий сейлз действительно еще не имеет опыта работы в вашей сфере. Главное, что должно присутствовать – это реальное стремление к личному успеху, ведь от успеха вашего продавца будет зависеть и успех фирмы в целом.
Опубликованные комментарии являются частным мнением лиц, их написавших.
Комментарии с использованием ненормативной лексики, унижающие честь и достоинство, оскорбляющие и пр. будут удаляться.