Возраст: | 0+ |
Цена: | 100-200 руб. |
Вопреки хрестоматийной фразе великого реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского не каждый театра «начинается с вешалки». Но, в любом театре при входе в зрительный зал вам предложат программку предстоящего спектакля.
Часто можно услышать вопрос – «Зачем нужна программка?» А и правда – зачем? Мы знаем название спектакля, фабула выяснится в процессе исполнения, а имена артистов запомним, если нам понравится их игра. И, тем не менее, большинство зрителей в обязательном порядке приобретают «путеводитель» по спектаклю. Именно с неторопливого перелистывания страниц театральной программки начинается процесс погружения зрителя в пространство, еще не виденного им, представлен.
Театральная программка, как обязательный атрибут предстоящего спектакля, появилась во второй трети XVIII во Франции. Их продавали не капельдинеры в театре, а цветочницы или торговки апельсинами и сладостями задолго до представления. Многостраничные, красиво оформленные программки вмещали в себя массу полезной информации: название спектакля, откуда заимствован сюжет, имена авторов и исполнителей, подробное устройство хитроумной сценической машинерии, а также где и когда состоится спектакль. В программках, для экономии времени, могли приводиться тексты длинных писем, с которыми зрители могли ознакомиться заблаговременно, а действие пьесы, таким образом, не утруждало публику вынужденными скучными сценами. Иногда пролог и эпилог пьесы печатали на отдельных листах и продавали перед началом спектакля. В конце каждой постановки давалось объявление о следующем представлении…
С тех времен среди верных «подданных» Эвтерпы, Мельпомены, Талии и Терпсихоры сложилась добрая традиция сохранения программок увиденных представлений. Ведь программка – это вещественное напоминание о пережитой радости соприкосновения с высоким искусством (плохими постановками мы не загружаем нашу память), возможность вновь оживить те эмоции, которые они у нас вызвали.
От спектакля к спектаклю, от театров к театру, от режиссеров к режиссеру, от фестиваля к фестивалю – так постепенно складывается коллекция театральных программок. И такая коллекция может рассказать очень многое и о том, кто ее собирал и о том, что такое театр в представлении коллекционера.
Но, в любом случае, программка – визитная карточка спектакля. Она может много нам поведать и о театре, и о режиссере спектакля, и о художественных и эстетических принципах данного «храма искусства».
В программке все имеет значение: качество бумаги, шрифт, цвет или его отсутствие, конструкция макета, смысловая последовательность информационных блоков, доступность или замысловатость изложения размещенного материала и тд. и тп.
В настоящее время все серьезные театральные институции, будь то камерный театр или крупный международный фестиваль, уделяют огромное внимание визуальной рекламе своих мероприятий. Вас должны А - Заметить и Б - Запомнит! Именно поэтому искушенный театрал, даже на ощупь, никогда не перепутает буклет тетра «Школа драматического искусства» с «гроссбухом» Зальцбурского фестиваля или глянцем программок «Royal Opera House».
Выставка «– Я ВИДЕЛ ЭТО!!!» – не ретроспектива полиграфической продукции мирового театра, а всего лишь возможность увидеть небольшую часть «театральных приключений» людей влюбленных в искусство, где царствуют Эвтерпа, Мельпомена, Талия и Терпсихора.
Вадим В. Зубков
Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.