Автор пьесы: |
Максим Горький |
Режиссёр: |
Сергей Федотов |
Продолжительность: |
2.20 с антрактом |
Возраст: |
16+ |
Жанр: |
Траги-фарс |
Как все значимые произведения искусства, пьесы Горького допускают много разных толкований и интерпретаций. Кто-то видит в них социальные вопросы становления капитализма в Российской Империи, другие – выражение философских идей начала XX века, третьи – вечные вопросы взаимоотношения поколений, традиционные для всей классической литературы.
Театр «У Моста» оправдывает свое звание «мистического», и первый вариант пьесы Горького «Васса» в постановке Сергея Федотова наполняется атмосферой непостижимого ужаса главных героев перед собственными и чужими поступками. Мистика спектакля ощущается во всем: от декораций и освещения сцены до голоса и выражения глаз актеров в самые напряженные моменты. Но эта мистика призвана не развлечь зрителя, а напрячь его эмоции для более глубокого понимания сути произведения.
Второе название этой пьесы, данное Горьким в скобках, – «Мать». «Отчего все мужики такие, как будто не от матерей родились, а отцы одни им начало?» - произносит Васса в одной из сцен. Судьбам матерей, отдавших время своей жизни накоплению наследства для детей и получивших в ответ грубую неблагодарность, посвящена пьеса. Крепкая и дружная семья, расширяющая свое влияние с каждым поколением, достойные наследники нажитых денег – это миф мещанского воображения или недостижимая для наших героев реальность? Ей противостоит другой миф – представление наследников о личной свободе, о самостоятельном распоряжении капиталом и собственным временем. Почему жизнь под одной крышей так разделяет, а не объединяет людей? Почему бытие с другими не раскрывает, а душит способности и мечты? Не обогащает, а доводит до нищеты – материальной и духовной?
Три женщины остаются на сцене в конце действия. Они рисуют идиллические картины райской жизни и вздыхают о давящих на сердце грехах. Грешники не попадают в рай: так посудил не Господь, а сам человек. Мистика действия в том, что тени прошлого пробираются в будущее и происходит это в нашем сознании: ежедневно, ежечасно – «хоть и против никудышных людей, а всё-таки... жаль их, когда одолеешь...» Васса говорит, что через матерей живут все люди, но они же живут и внутри них: живые и умершие, достойные и непутевые, устроенные и изгнанные… Все мы – дети своих матерей, и наша жизнь поистине находится в их руках, даже если мы почему-то забыли об этом.