Возраст: |
18+ |
Продолжительность: |
1 час 40 минут |
Исполнители — les ballets C de la B (Бельгия)
Группа мужчин собирается вокруг туш мертвых лошадей для исполнения ритуала. Их главная задача — «Не спать», иначе цель не будет достигнута. Но сразу же всё начинает им мешать. Пространство для архаического культа огорожено по периметру гигантским грязным и дырявым покрывалом. Среди мужчин обнаруживается одна женщина. Станет ли представление новой версией «Весны священной»? И принесут ли женщину в жертву, дабы искупить неудачу мужественности?
Новая работа Алена Плателя возникла в ответ на предложение интенданта Жерара Мортье сделать спектакль на музыку Густава Малера. Реакция постановщика не была мгновенной, ему понадобилось время, чтобы вслушаться в музыку Малера и эпохи, в которую тот жил. В соавторы он как обычно пригласил композитора Стивена Пренгельса, который перемешал фрагменты из симфоний Малера с африканскими ритуальными песнопениями и ритмами, разбавив микс дыханием спящих животных. Но впервые пригласил к сотрудничеству художницу Берлинде де Брёйкере, специализирующуюся на огромных деформированных скульптурах: оба занимаются осмыслением темы страдания и смерти.
Премьера постановки состоялась в сентябре 2016 года в немецком Бохуме в рамках RUHRtriennale. «Название «Не спать» то ли в шутку, то ли всерьез Алан Платель прокомментировал как «обман зрения»: изучая партитуры Малера, он якобы указание композитора nicht schleppen — «не тянуть», «не медлить» — прочел как nicht schlafen — «не спать». Призыв композитора ему так понравился, что и позже, заметив ошибку, он не стал менять название» (Ольга Гердт, «Ведомости»).
Танцевальная компания les ballets C de la B, основанная Аленом Плателем в 1984 году в Генте (Бельгия), сегодня превратилась в труппу, с которой хотят работать самые разные хореографы. Начинавший как педагог, работающий с людьми с особенностями в развитии, Платель постепенно перешел в театр и перенес туда свою тему. В его постановках участвуют артисты с разными физическими данными, и для каждого из них он подбирает адекватную технику выразительности. Результат этой «уникальной смеси художественных явлений» трудно определить рамками одного жанра, проще — и, возможно, правильнее — запомнить девиз труппы: «Этот танец для мира, и мир — для каждого».