Неверная цена
Не дозвониться
Продано
Не актуально
Неверная контактная информация
Фотографии не соответствуют объявлению
Дубликат
Это спам
Другая ошибка




Общество

Арт-терапия в работе с особым ребенком

30 апреля 2019 года
Фото: общественная организация «Счастье жить»
Арт-терапия в работе с особым ребенком

Арт-терапия в работе с особым ребенком. Статья Кобялковской Елены Алексеевны, педагога-психолога МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми.


Как помочь ребенку с особенностями развития раскрыть себя, почувствовать все многообразие окружающего его мира, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?  Помочь в этом может искусство. У детей с нарушениями  развития имеются проблемы в различных сферах, и в коррекционной работе со всеми этими трудностями специалисты сегодня активно используют средства искусства.

Арт-терапия – лечение и коррекция искусством. Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены тем, что ребенку предоставляются средства для самовыражения и самораскрытия, преобразования негативных эмоций через художественную творческую деятельность, а также для создания новых позитивных переживаний.  А созданные им творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку.

Арт-терапия включает в себя направления, связанные с разными видами искусства,  и  каждое из них  имеет свои преимущества и уникальные механизмы позитивного воздействия на внутренний мир ребенка. Это изотерапия (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства),  библиотерапия (лечебное воздействие чтением), музыкотерапия (лечебное воздействие через музыку) и многие другие направления. Существуют и такие современные  виды арт-терапии,   как флоротерапия (лечение цветами),  акватерапия (лечение водой) и т.д.

Заниматься  арт-терапией можно в индивидуальной и групповой формах. Вариантом групповой арт-терапии для детей с особенностями развития может стать совместная работа в группе с родителями.

Одним из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии традиционно является изотерапия. Большой  интерес и внимание к данному направлению, как среди специалистов, так и родители детей, связаны, во многом, с его универсальностью: работать можно с детьми разного возраста, с различными проблемами и разным уровнем владения изобразительной деятельностью.  А многообразие художественных средств и способов их использования позволяет найти что-то подходящее  каждому ребенку.  Так, для рисования используется разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, пастель, восковые мелки, уголь;  бумага разной плотности и фактуры; кисточки, трафареты и другие предметы, при помощи которых можно наносить изображение. Различны могут быть и способы взаимодействия с материалами. Например, это может быть традиционное рисование кисточками, карандашами или рисование пальчиками, ладошками, либо  нанесение материалов на поверхность листа и размазывание.

Занятия по изотерапии проходят в непринужденной и комфортной обстановке. Важным является и то, что  ходе занятий ребенок может познакомиться с различными материалами, изучить их свойства. Кроме того, многие из данных методов и техник можно также использовать и в домашних условиях. 

Преимущества музыкотерапии в работе с особым ребенком заключаются в том, что во многих случаях  музыка помогает установить с ребенком контакт,  и даже само общение с музыкой делает его мир богаче, разнообразнее. Применение метода  музыкотерапии основывается на  восприятии детьми му­зыки.  Дети с особенностями развития часто обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. А разные формы проведения занятий позволяют найти наиболее подходящий для ребенка вариант. Так, занятия могут проходить в форме активного взаимодействия с музыкальным материалом. Это может быть пение, игра на инструментах, выполнение движений под музыку. Или это может быть пассивная музыкотерапия, когда ребенок  просто слушает музыкальные произведения,   рисует под музыку.

Одним из преимуществ музыкальной терапии является также то, что  она может успешно сочетаться с другими арт-терапевтическими методиками.

Как и при использовании любого метода, эффективность арт-терапии будет определяться соблюдением некоторых  условий:

  • используемые техники и приемы должны быть доступны ребенку, чтобы у него не возникло чувство страха из-за того, что он не может выполнить те  или иные действия;
  • процесс работы должен быть эмоционально привлекательным и не вызывать у ребенка неприятия;
  • в процессе занятий необходимо учитывать чувства, эмоции, творческие и физические способности ребенка и сложные моменты, когда ему особенно необходима помощь.

В качестве одного из преимуществ арт-терапии в работе с детьми специалисты называют отсутствие противопоказаний. Тем не менее, необходимо учитывать, что в работе с детьми с особенностями развития данный метод все же может иметь некоторые ограничения. Это касается тех случаев, когда в силу особенностей поведения ребенка, его эмоциональных реакций,  может быть непринятие им данной формы работы или выполнение определенных заданий, а также нахождение в группе (при групповой форме) для него значительно затруднены.

Относительным ограничением использования изотерапии может стать наличие  аллергических реакций на некоторые используемые материалы или выраженная негативная эмоциональная реакция на определенный материал (когда какой-то материал является специфическим сенсорным раздражителем для ребенка). Преодолеть данное ограничение можно за счет применения более подходящих для  ребенка материалов и художественных средств.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ;

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в старшем дошкольном возрасте;

Сборник «Возможности»: Современные подходы и технологии  реабилитации и развития детей  с ограниченными возможностями здоровья.

 

В рамках Проекта "Библиотека возможностей" общественной организацией «Счастье жить» выпускаются тематические статьи с полезной информацией для читателей. Вниманию читателей представлена 14-я статья: «Арт-терапия в работе с особым ребенком». Автором данной статьи является Кобялковская Елена Алексеевна, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной  помощи»,  г. Пермь. При реализации Проекта «Библиотека возможностей» используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов № 18-1-013269

Фото: общественная организация «Счастье жить»

Attention
Стал очевидцем важного или интересного события, отправь нам: и это увидят все! Сообщай новости первым! Авторы лучших материалов получат вознаграждение на счет своего мобильного телефона.

Рейтинг: +1 Голосов: 1
Комментарии (0)
Другие новости раздела

В Губахе Пермского края инженера по обслуживанию банкоматов обвиняют в крупном хищении денежных средств из банкоматов.

Подробнее

С 2025 года в Пермском крае начнут действовать дополнительные меры соцподдержки для жен участников спецоперации и студенток, которые станут матерями.

Подробнее

В настоящее время стоимость похорон выросла до 100 тысяч рублей, а подзахоронение обходится в среднем в 40 тысяч рублей.

Подробнее

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края разрешила снос здания на ул. Ленина, 37, где ранее располагался ресторан «Живаго».

Подробнее

Согласно опубликованным данным, в прошлом году выдано сертификатов на экспорт 565 килограммов сушеных мухоморов в Киргизию, Филиппины и Соединенные Штаты.

Подробнее

Пермская Госавтоинспекция обратила внимание водителей на ухудшение погодных условий, ожидающееся в ближайшие дни.

Подробнее

Согласно результатам исследования, на одну медицинскую вакансию в регионе приходится лишь 0,9 резюме, что указывает на отсутствие конкуренции среди врачей за рабочие места.

Подробнее
Сообщите о событии

Знаете о событии или происшествии? Сообщите и мы напишем об этом на сайте.

Сообщить новость

 
 
^ Наверх