Киноафиша Перми
Мероприятия
Заведения
Выставки в Перми
Нет худшего предубеждения, чем привычка описывать творчество того или иного мастера разбивая его на отдельные периоды. Чтобы вынести целостное суждение о художнике Иване Степановиче Борисове не следует останавливаться на мелких подробностях и незначительных деталях. Поэтому важно рассмотреть искусство Борисова как единое целое, вне принятых классификаций (хронологическая последовательность, материал, сюжет), которые неизбежно сужают и обедняют восприятие его таланта.
Писать о живописи также сложно, как пересказывать симфонический концерт. Слово – не является тождественным эквивалентом произведения изобразительного искусства. Истинна, где-то рядом и постоянно ускользает не по смыслу, но по сути…
Эстетическое мировоззрение и творческий инструментарий используемый художником в процессе работы – неразрывно связаны между собой. Ивану Степановичу в довольно короткий промежуток времени удалось найти свою уникальную манеру. Это был не набор вычурных приемов, которые должны был выделять его в пестрой палитре светских художников, а четко выверенный (выстраданный) баланс «двойного инвентаря». Борисов не явился первооткрывателем этого метода. Но у него это проявилось с отчетливой ясностью. Борисов максимально, на сколько это было допустимо в эстетике СССР, связывает воедино: с одной стороны – формы видимого мира, с другой – способы их преображения. После того, как он увидел «французов» на третьем этаже Эрмитажа художник всегда старался решать главную задачу живописи – отказ от условностей и устаревших норм, возвращение живописи ее собственного языка. В полной мере Борисову это удалось воплотить только в акварельных работах.
Даже в ранних акварельных работах Борисов стремится максимально отказаться от любого подражательства реальному миру. Он «играет» с пропорциями, цветовыми отношениями, выстраивает на своих листах мир созданный его воображением. Находясь в постоянном поиске новых выразительных средств, он молниеносно проходит путь от «туманных» прибалтийских акварелей, до «суровых» пейзажей Перми. И тем не менее, отчетливо заметно, что у всех произведений один автор. Борисов никогда не «экспериментирует» ради самого процесса, и всегда четко понимает, где остановиться, чтобы не впасть в чистый декоративизм. Очень последовательно, шаг за шагом, используя один и тот же мотив, он преображает его, с помощью упрощения формы, отказа от мелких деталей, он соединяет в единое целое оптические эффекты и движение формы. Именно поэтому так важны и равноценны в акварелях Борисова линия контура и цветовое (световое) пятно.
Рассматривая работы Ивана Степановича становится совершенно очевидно, что пейзаж перед глазами художника, только повод, отправная точка для авторского прочтения «реальности». Взаимное проникновение и смещение пространственных планов, отказ от четкой геометрической перспективы (а так же традиционной световой и тональной перспектив), желание включить в композицию движение – придают произведениям художника свойства живого организма. И все это помножено на совершенную по своей организации систему цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределенных для достижения общего эффекта.
Акварели Борисова настолько прекрасны, что ими хочется просто любоваться не занимаясь аналитическим разбором и уж тем более не пытаться «поверить алгеброй гармонию». В произведения художника хочется всматриваться, как в магический кристалл, где в каждой грани отражается целый мир.
Поделится в соц.сетях
Добавить отзыв |